понедельник, 11 марта 2013 г.

Преимущества узких грядок




Решила рассказать, как именно у меня получился всегда урожайный огород, урожаи которого мало зависят от погодных условий.

Однажды 9 лет назад, весной, мой муж принес мне благую весть, что можно получать высокий урожай, особо не напрягаясь, не перекапывая почву. 

Я тут же спланировал половину своего огород узкими (45-50 см) грядами и широкими (80 см) проходами между ними. На более широкие тропинки меня не хватило. Все-таки жаба душит. 
Я еще тогда не знала, что питание наши культуры берут в буквальном смысле с воздуха. Ориентировала гряды с севера на юг. Эти гряды и проходы никогда не меняю местами, а почву гряд никогда не перекапываю с переворотом пласта.

Никогда не пользуюсь навозом и минеральными удобрениями. Не оставляю под зиму почву гряд голой. После уборки урожая, всю ботву, которая выросла на грядке, оставляю на месте. Прикрываю ботву землей, чуть-чуть и  поливаю раствором ЭМ-препарата.

Весной же остатки этой органики (если много осталось), удаляю с гряд в компостные мешки.  Мне очень нравиться, что в мешках для мусора (120л) эта недопревшая ботва быстро компостируется. Буквально 2 недели и в мешках уже готовый компост.

Весной, за полторы-две недели до посева или посадки культур, рыхлю поверхность гряд плоскорезом, не сильно стараясь заделать в глубину почвы ботву, оставшуюся  осенью. Проливаю его раствором ЭМ-препарата.

В день посева или посадки культур формирую поверхность гряды так, чтобы по её краям образовался бортик почвы высотой до 10 см. Посев и посадку культур провожу у внутренних оснований этих бортиков. 

В каждой гряде культуры высеваю и высаживаю только в два ряда. Культуры с крупной ботвой (картофель, капуста) высаживаю в смежных рядах в шахматном порядке. 

Культуры с особенно крупной ботвой (огурцы, томаты, например) высаживаю в один ряд, ближе к одной из кромок. У второй кромки при этом высеваю быстро вегетирующие культуры (редис, салаты, пряные травы) или культуры, высеваемые во второй половине лета - дайкон, китайские капусты, маргеланская редька и пр.

Через две недели после появления всходов или высадки рассады покрываю почву гряд ЭМ-компостом и поливаю его раствором ЭМ-препарата. Поверхность междурядий никогда не рыхлю, нарушая слой компоста, сорняки из них не выпалываю - они у меня в междурядьях не растут.

Поливаю гряды через каждые две недели раствором ЭМ-препарата.

Культуры, требующие окучивания, окучиваю почвой с проходов между грядами. Со стороны междурядий не окучиваю. 

Туда я добавляю компостированную траву с мешков.  И эта трава чуть-чуть прикрывается землей при окучивании. После того, как я выкладываю траву между картошкой, прямо по траве я поливаю раствором Байкала, а потом уже окучиваю и прикрываю траву в междурядье. 

Бороздка, образующаяся при этом между рядами, помогает мне поливать гряды в засушливые периоды укладкой шланга в эти бороздки в начале гряды.

Не допускаю превышения поверхности гряд над поверхностью проходов. Все должно быть на уровне земли и проходов. Более высокая гряда подвергается более быстрому иссушению в жаркие периоды лета. Лишний грунт, который образуется от компоста, удаляется при формировании грядок, без вреда новому урожаю.  Всех питательных веществ, которые образуются при разложении ботвы с осени и до весны, хватит на несколько урожаев. А я так делаю каждый год.

Если ВЫ примете такой вариант ведения огорода, то уже на следующий год получите урожай в полтора-два раза более высокий. В последующие годы урожаи будут продолжать нарастать и станут уже в три-пять раз более высокими. 

2 комментария:

  1. Спасибо за статью.
    Очень интересная и полезная у вас информация, Мая.
    Я живу в абсолютно другом климате и, пока, у меня нет участка, где можно выращивать овощи.
    Мечтаю о том, что буду иметь такую возможность.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Юлия! Если есть мечта, то все у Вас получится. Успеха Вам!

    ОтветитьУдалить